игры по окружающему миру


Дидактических игры и упражнения для старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим.

Упражнение «Мой город»
Цель: упражнение детей в согласовании имен существительных и имен прилагательных в роде, числе, падеже; в образовании множественного числа имен существительных и прилагательных.
Материал: иллюстрации с изображением городских пейзажей; мяч.
Вариант 1. Игровые действия: закончить предложение словом город, употребив его в правильной форме.
Воспитатель. Ребята, к нам пришло удивительное письмо: предложения в нем не закончены, зато есть картинка с изображением городского пейзажа. Догадайтесь, для чего эта картинка. (Предположения детей.) Тогда давайте попробуем закончить эти предложения, добавляя слово город в правильной форме.
Я люблю свой славный (город).
Из-за тумана не видно красивого (города).
Я скучаю по своему родному (городу).
Мы украшаем наш славный (город).
Мы гордимся своим прекрасным (городом).
Я могу долго рассказывать о своем (городе).
А теперь добавим слова русский, русская, русские.
Москва — (российский) город.
Наша природа (русская).
Наши сказки (русские).
Национальный костюм (русский народный костюм).
Наш язык (русский).  
Вариант 2. Игровые действия: ловить мяч, видоизменять словосочетания согласно оговоренным условиям.
Воспитатель. Ребята, я буду бросать мяч каждому из вас по очереди, а ваша задача — поймать его и выполнить задание: нужно говорить о предметах и явлениях, как будто их много.
Красивый город — (красивые города).
Широкая река — (широкие реки).
Глубокое озеро — (глубокие озера).
Зеленый лес — (зеленые леса).
Цветущий луг — (цветущие луга).
Поющая птица — (поющие птицы).
Упражнение «Скажи красиво о России»
Цель: упражнение в умении дополнять предложения; упражнение в установлении причинно-следственных связей; составление предложения с использованием двух разных картинок.
Материал: иллюстрации с изображениями различных городов страны, природных пейзажей.
Вариант 1. Игровые действия: дополнить предложения, подобрать слова-определения.
 Воспитатель. Ребята, наша страна очень красивая, в ней много озер, рек. Я люблю нашу страну.
А теперь расскажите мне, как вы любите свою страну. Помогут вам в этом предложения, которые нужно дополнить.
Я рад, что живу в России, потому что.
Я люблю свою страну за то, что.
Города страны становятся красивее, потому что.
Мне нравится отдыхать в России, потому что.
Я люблю свой народ за то, что.
Мне нравится русский язык за то, что.
Я горжусь тем, что Россия.
Я уверен, что Россия…
Вариант 2. Игровые действия: подобрать две картинки, составить на их основе предложения.
Воспитатель. Я приготовила для вас необычное задание: вам нужно рассказать о нашей стране, опираясь на картинки, иллюстрации.
У меня есть картинки с изображением трактора и поля. Рассмотрите их, пожалуйста. А теперь придумайте предложение, в котором бы упоминалось о России, тракторе, поле одновременно. (Русские тракторы пашу колхозные поля.)
Каждый ребенок должен придумать не менее двух-трех предложений.
Упражнение «Моя Россия»
Цель: развитие умения изменять силу голоса, интонацию, в зависимости от содержания, высказывания; закреплять навыки правильного звукопроизношения.
Игровые действия: чисто и правильно произносить стихотворные фразы хором и по одному, с разной интонацией.
·                    Восторженно.
Небо чистое и глубокое
И березовый тихий рай —
Россия моя синеокая,
 Россия моя — родной край!
·                    Вопросительно.
Здесь домов вокруг так много,
Много улиц, площадей,
И отдельные дороги
Для машин и для людей.
Кто ответит мне, друзья,
Где живу сегодня я?
·                    Плавно.
 Как прекрасен рассвет в этой пуще,
 Когда солнце, сырое на вид,
 Разгораясь все пуще и пуще,
 Меж стволов в поднебесье летит.
·                    Гордо.
Надо всею землей пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти. 
Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля.
И гремят, не смолкая заводы,
И шумят, расцветая поля.
Упражнение «Наш дом - Россия»
Цель: развитие связной речи, умение самостоятельно составлять рассказ-описание
по иллюстрации, представлению.
Материал: открытки, фотографии, иллюстрации.
Вариант 1. Игровые действия: описать иллюстрации с видами Москвы (другого города) ; отгадать по описанию часть города (здание, сооружение) .
Воспитатель. В наш город приезжает много гостей. Многие хотят познакомиться с достопримечательностями нашей столицы. Но без человека, который хорошо знает город, это трудновыполнимая задача. Поэтому давайте потренируемся выполнять обязанности гида.
Гид — это человек, который сопровождает гостей, знакомит их с интересными значимыми местами города, умеет рассказать о них что-либо запоминающееся, необычное.
Итак, пусть каждый из вас побудет в роли гида; покажет и расскажет об одной достопримечательности города. А тот из «экскурсантов», кто первым догадается, о
чем идет речь, получит изображение описываемого объекта в подарок.
Например: «Это здание находится в центре города. Оно очень красивое, высокое, построено давно. Сначала он был сооружен из белого камня, а теперь он выстроен из красного кирпича. Это сооружение состоит не из одной башни. Самая главная башня та, на которой висит то, почему люди всей нашей страны сравниваю свои часы. (Кремль).
Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побудет в роли гида.
Вариант 2. «Путешествуем по России».
Игровые действия: описать по представлению любое достопримечательное место России, не называя его.
Воспитатель. Давайте отправимся в виртуальное, то есть воображаемое путешествие по нашей стране. Пусть каждый из вас расскажет нам о любом уголке нашей Родины, а мы попробуем определить, о чем идет речь. Ваш рассказ должен быть ярким, красочным, как будто вы рисуете красками.
Дидактическая игра "Собери картинку"
 Вам понадобятся старые ненужные кубики, которые найдутся в любой группе, открытки с видами вашего города (2 экземпляра). Обклеив кубики, вы увидите, какая простая и интересная игра у вас получилась. Для младших детей обязательно надо использовать образец, старшие дошкольники могут справиться самостоятельно. Задача детей - собрать картинку и рассказать, что на ней изображено.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

развиваем речь

Советы для родителей, чем занять ребенка во время карантина